«ПРОКУРОР НА СТРАЖЕ ЗАКОНА»
«Преображенской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства, в том числе в сфере обеспечения безопасности в государственных бюджетных образовательных учреждениях средних образовательных школах (далее по тексту ГБОУ СОШ), расположенных на поднадзорной межрайонной прокуратуре территории.
Установлено, что не все сотрудники охранных предприятий должным образом соблюдают должностную инструкцию.
Так, сотрудники ЧОП «Спектр» при осуществлении охраны школ №№ 1690, 1032 не знают маршруты эвакуации персонала и детей в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций объекта охраны, номера телефонов оперативных служб.
Проверкой соблюдения требований действующего законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлено, что образовательными учреждениями районов разработаны и реализуются программы профилактической работы, а также программы направленные на охрану жизни и здоровья учащихся и педагогического состава (например, программы «Здоровье», «Подросток», «Обучение жизненно важным навыкам», «Программа позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов социального поведения», «Я выбираю жизнь»).
В рамках реализации пропаганды профилактики курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ образовательными учреждениями заключаются договора о сотрудничестве с Наркологическим диспансером № 4 и Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья», задачами которых является санитарно-просветительские и профилактические мероприятия для учащихся, направленные на предупреждения употребления несовершеннолетними психоактивных веществ и проведения цикла лекций, а также разрабатываются планы профилактической работы в данном направлении.
С целью пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни образовательными учреждениями разработаны планы воспитательной работы, планы по профилактике травматизма учащихся, проводятся классные часы и Дни правовых знаний по анализируемой тематике.
Вместе с тем, исполнение пунктов данных планов не всегда контролируется руководством образовательных учреждений, запланированные мероприятия своевременно не проводятся. Кроме того, отмечается слабое взаимодействие образовательных учреждений с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (КДН и ЗП, наркологическими диспансерами и др.).
Проверкой выявлено, что в ГБОУ СОШ № 1690 профилактическая работа с учащимися состоящими на внутришкольном учете ведется ненадлежащим образом, профилактические мероприятия, направленные на формирование законопослушного поведения подростков не проводится.
В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" одним из основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Вместе с тем в учреждении не разработан план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с указанием конкретных мероприятий, сроков исполнения, ответственных лиц. В связи с чем не представляется возможным сделать надлежащую оценку степени достижения результатов профилактической деятельности с учащимися, и проводимым мероприятиям в данном направлении и их своевременности.
Согласно ст. 14 Закона образовательные организации, осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования.
Изучением материалов по проведению профилактической работы с учащимися, состоящими на внутри школьном учете установлено, что не со всеми учащимися данной категории ведется надлежащая профилактическая работа.
В соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Вместе с тем, администрацией учреждения не налажено взаимодействие с наркологическим диспансером, последнее профилактическое мероприятие врачом наркологом с учащимися учреждения проведено 02.02.2012. Отсутствие взаимодействия с учреждениями здравоохранения не позволяет обеспечить проведения своевременного комплекса мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися.
Кроме того, отмечено слабое взаимодействие с ПДН ОМВД и КДН и ЗП района, профилактические мероприятия с представителями данных органов системы профилактики не проводились в декабре 2013, январе 2014 года.
Изучением журналов по внеклассной работе с учащимися установлено, что данная работа содержит незначительный комплекс мероприятий направленный на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
Учитывая изложенное, нарушение требований вышеназванного законодательства свидетельствует о надлежащем проведении профилактических мероприятий по работе с учащимися, отсутствии своевременного учета проведения профилактических мероприятий и отсутствия контроля за работой подчиненных сотрудников в данном направлении со стороны администрации учреждения.
Кроме того, в ходе настоящей проверки в ГБОУ СОШ №№ 362, 363 выявлены нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности, а также антитеррористической защищенности.
Также в рамках настоящей проверки межрайонной прокуратурой проанализировано состояние законности в области соблюдения условий хранения оружия физическими лицами.
Трагические события, произошедшие в московской школе № 263 03.02.2014, когда с применением огнестрельного оружия учащимся данной школы убиты два и был ранен еще один человек, наглядно показывают тяжесть последствий проявления формализма при выполнении сотрудниками внутренних дел своих обязанностей по контролю за оборотом и условиями хранения оружия.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Государственная функция по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия исполняется органами внутренних дел на основании Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 29.06.2012 № 646.
Проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц, согласно положениям Административного регламента, выполняется в том числе при наступлении срока, установленного в пункте 24, а именно – не реже 1 раза в год по месту хранения оружия.
В соответствии с п. 81.3.1 приказа МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» участковые уполномоченные полиции участвуют при осуществлении функций по контролю за условиями хранения владельцами гражданского, служебного и наградного оружия и боеприпасов к нему.
В ходе проверки выявлено, что сотрудниками отделов МВД России по районам Богородское, Гольяново, Сокольники, Метрогородок, Преображенское г. Москвы не соблюдается установленный срок регулярных проверок наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических лиц.
По результатам проведенной проверки межрайонной прокуратурой возбуждено 4 дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых 4 должностных лица привлечены к административным штрафам в размере от 3 –х до 15 тысяч рублей, внесено 11 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 10 должностных лиц».