«В соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При этом граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
На практике злоупотребление субъективными правами на обращение выражается в необоснованных жалобах, большинство из которых подаются исключительно в целях причинения вреда физическому либо юридическому лицу.
Кроме того, большинство индивидуальных и коллективных обращений граждан на действия, нарушающие их право, поступают в некомпетентные инстанции, в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, руководителям юридических лиц, к компетенции которых не отнесено их рассмотрение, что не позволяет оперативно принимать соответствующие меры для реализации прав граждан.
Обязательность рассмотрения обращения не означает его обязательного разрешения.
Так, ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона определено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
На основании ч. 3 данной статьи Федерального закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Следовательно, направление заявителем обращения непосредственно в тот орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, позволяет данному органу своевременно принять все меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан или защите от их нарушения.
Обратиться с просьбой защиты нарушенных прав или о содействии в их реализации гражданин может и в орган прокуратуры.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Однако при реализации прокурорами правозащитной функции следует учитывать положения ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" о том, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.»