Преображенской межрайонной прокуратурой г. Москвы в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере использования гражданами средств материнского (семейного) капитала (далее – МСК) выявлены нарушения требований действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) МСК в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:
1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели; средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;
2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены основные направления стратегического развития, а также национальные проекты (программы), в том числе национальный проект «Демография».
Разделами 4.1, 5 Паспорта национального проекта «Демография», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, предусмотрен механизм финансовой поддержки семей при рождении детей, в том числе выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал за счет средств финансового бюджета.
В ходе проведенной проверки установлено, что И. имеет двоих несовершеннолетних детей.
И. является получателем материнского (семейного) капитала. ГУ – Главным Управлением Пенсионного Фонда Российской № 7 по г. Москве и Московской области (далее – ГУ ПФР № 7) в 2016 году указанному лицу выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В целях направления средств МСК на улучшение жилищных условий - на оплату приобретаемого жилого помещения по договору купли - продажи земельного участка с расположенным на нем жилым домом, И. дано обязательство о том, что она обязуется в течение 6 месяцев после перечисления средств МСК оформить жилое помещение), в общую собственность лица, получившего сертификат на материнский (семейный) капитал, его супруга, детей, в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей, в порядке и в размере, определенном соглашением между этими лицами.
ГУ ПФР № 7 02.07.2019 перечислены средства МСК в размере 428 026 руб. 00 коп. Вместе с тем, в течение 6 месяцев после перечисления средств МСК по настоящее время И. право собственности на вышеуказанный жилой дом в общую собственность несовершеннолетних детей с определением размера долей по соглашению не оформила.
С учетом изложенного, И. не исполнены требования действующего законодательства, регламентирующие порядок использования средств МСК, а также нарушены права несовершеннолетних на имущество (жилище). Одним из негативных последствий неисполнения обязательства по выделению долей в праве собственности на имущество, приобретенное за счет средств материнского капитала, является отчуждение данного имущества без соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, в том числе влекущее ухудшение их имущественного положения и права на жилище.
Учитывая, что действиями И. затронуты права несовершеннолетних лиц, которые в силу возраста не могут себя защитить, Преображенский межрайонный прокурор обращается в суд с иском к И. об обязании оформить доли в праве собственности на жилое помещение в общую собственность ее несовершеннолетних детей с определением размера доли по соглашению.
Исковое заявление рассмотрено Бежецким межрайонным судом Тверской области и удовлетворено.