Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждениям, исполняющим наказания, предоставлены права принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество (пункт 19 статьи 14). Других упоминаний в действующем уголовно-исполнительном законодательстве о благотворительной и гуманитарной помощи учреждениям уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) нет.
В настоящее время вышеуказанные вопросы регулируются Методическими рекомендациями по приему благотворительных пожертвований в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, и контролю за их целевым использованием учреждениями уголовно-исполнительной системы, утвержденными Распоряжением директора ФСИН России от 30 сентября 2014 г. № 188-р (далее – Рекомендации).
В соответствии с Рекомендациями прием благотворительных пожертвований, передаваемых для конкретных подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС, запрещается.
Основанием для приема такой помощи является письменное обращение на имя начальника учреждения УИС, в котором указывается форма осуществления пожертвования, а также наименование, количество, цена и целевое назначение передаваемых материально-технических ресурсов, имущества и финансовых средств. Данное обращение в обязательном порядке регистрируется в подразделении делопроизводства учреждения УИС.
Приказом начальника этого учреждения создается специальная комиссия по приему и распределению пожертвований, утверждается ее состав и Положение. В состав комиссии в обязательном порядке входят представители всех заинтересованных служб (бухгалтерия, тыловая, оперативная и юридическая службы, медицинские работники и другие). Перед приемом помощи проводится правовая экспертиза сделки (договора) и ее законности, изучается вся документация. Затем этот договор официально подписывается и регистрируется, ставится на бухгалтерский учет. Комиссия составляет план распределения этой помощи. В нем подробно указывается источник поступления пожертвования, наименование, количество, качественные характеристики, информация об оприходовании (книги, карточки складского учета, фамилия, имя, отчество материально-ответственного лица, принявшего ценности) и получатель (получатели). Прием пожертвований в форме финансовых средств, имеющих целевое значение, осуществляется путем зачисления данных денежных средств в доход федерального бюджета на соответствующие коды классификации федерального бюджета, закрепленные за учреждениями УИС. Контроль за поступлением, распределением и целевым использованием благотворительных пожертвований осуществляет начальник учреждения УИС.
По всем случаям недостачи, хищений и злоупотреблений, а также нецелевого использования благотворительных пожертвований проводятся служебные проверки в установленном порядке, при наличии оснований материалы передаются в следственные органы.
Несмотря на отсутствие в органах прокуратуры фактов, свидетельствующих о распространенности случаев злоупотреблений при приеме и распределении гуманитарной помощи, полагаем, что данные вопросы следует прописать законодательно, что, несомненно, повысит ответственность лиц, привлеченных к работе по приему и распределению пожертвований, за возможные злоупотребления. Кроме того, законодательные акты доступны значительно более широкому кругу людей, чем внутриведомственные нормативные организационно-распорядительные документы. Это делает правоотношения в данной сфере более прозрачными и ясными. И наконец, законодательное закрепление порядка осуществления гуманитарной помощи позволит контролирующим и надзорным органам осуществлять свои функции в полном объеме.